Журнал «Эковестник», №2 • 2021 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Экопросвещение: заинтересовать и не оттолкнуть

16.11.2021

Вопрос повышения экологической грамотности населения в последние годы становится очень значимым в экологической повестке Российской Федерации. Несомненно, ему уделяется большое внимание, ведь буквально каждый год появляются новые просветительские проекты, форматы акций, информационные порталы, ставящие перед собой цель вовлечь население в сохранение природной среды. Но, к сожалению, не все виды мероприятий одинаково эффективно работают и позволяют добиться поставленной цели. Постараемся разобраться, как максимизировать эффект от просветительской деятельности, отказавшись от устаревших методик в пользу современных подходов.

Два подхода

Изучая практики общественных организаций, занимающихся повышением экологической грамотности граждан, мы чаще всего сталкиваемся с классическим форматом — «экологический урок». Что же он из себя представляет?

Есть просветитель, есть доска, есть класс. В течение 45 минут активист ведет лекцию по выбранной теме и в конце урока оставляет немного времени для ответов на вопросы. По итогу мы получаем отсутствие заинтересованности у детей, ведь им хватает и простых уроков, а количество знаний, оставшихся после таких просветительских мероприятий, стремится к нулю. Есть ровно один плюс от таких экоуроков — их очень легко подготовить: одна презентация, один текст к слайдам, и можно спокойно идти по всем школам населенного пункта.

Существует и другой подход — интерактивные уроки, во время которых учащиеся не просто слушают активиста, но и сами участвуют во всех активностях занятия. Попробуем привести несколько примеров таких мероприятий.

Первое, что приходит в голову, — это мастер-классы по раздельному сбору отходов, где дети могут подержать в руках вторичные ресурсы и проследить весь путь их движения по производственным циклам от сбора в экопункте до глубокой переработки в конечный продукт, например, портфель или щетку для обуви. Такой тип занятий в текущем году запустил кировский региональный оператор по обращению с ТКО АО «Куприт» при поддержке регионального отделения Российского экологического общества по Кировской области.

Когда детям рассказывают про каждый из этапов переработки, они вовлекаются в дискуссию о необходимости переработки отходов, изучают существующие практики и выбирают наиболее экологичные виды глубокой переработки отходов. При этом после урока учащиеся отлично разбираются в наиболее распространенных фракциях вторичных материальных ресурсов (ВМР) и охотно участвуют в акциях по сбору вторсырья.

Не просто игры

Интересным форматом являются экологические ролевые игры. В данном виде мероприятий задаются условия игры и распределяются роли между участниками. Такой формат был апробирован командой экспертов Кировского отделения Российского экологического общества и Кировской областной добровольческой общественной организацией по развитию социальных инициатив граждан «Чисто Вятка» в проекте «Прокачаем школы», реализованном в регионе в 2020 году при поддержке Фонда президентских грантов. В рамках проекта учащиеся 20 школ области приняли участие в двух играх «Мусор в городе. Кто виноват и что делать?!» и «Путешествие к новой земле».

«Мусор в городе» — это игра-дебаты, в которой класс делится на три группы: защитники граждан, защитники власти и общество. Командам защитников в начале игры даются вводные о тех позициях, которые они защищают. Например, команда, защищающая интересы граждан, отстаивает позицию, что вопросы несанкционированных свалок и обращения с отходами полностью относятся к компетенции власти, а простые жители региона никак не могут повлиять на сложившуюся ситуацию. Оппоненты, в свою очередь, защищают точку зрения, что отходы образуются в домах граждан и повлиять на ситуацию можно, лишь повысив уровень экологической культуры в обществе, снизив потребление «ненужных вещей», вводя домашнюю сортировку отходов и не выбрасывая мусор в неположенных для того местах. Участники из команды «Общество» являются сторонними наблюдателями, которые задают вопросы защитникам и голосуют за близкую им позицию.

По итогу трех раундов дискуссии представители команды «Общество» формируют позицию относительного того, кто же все-таки должен отвечать за мусор в городе, а также генерируют список поручений для дискутировавших команд. Практически в 100% случаев позиция была следующей: вопросы, связанные с отходами, должны решаться в прочном взаимодействии между жителями и властью, граждане должны бережно относиться к окружающей среде, а власть должна создавать удобную инфраструктуру, своевременно выявлять и ликвидировать несанкционированные свалки.

Второй урок — «Путешествие к новой земле» — это в чистом виде ролевая игра, в которой учащимся предлагается ощутить себя в роли колонизаторов нового континента. Класс, поделившись на команды, отправляется в открытое море на корабле, взяв с собой 25 необходимых вещей. В ходе путешествия с кораблем начинают происходить неприятности, и командам приходится выбирать, какие вещи они выбросят за борт, а какие доберутся до новой земли. В результате у команды остается не более пяти вещей. Прибывшим на новую землю ребятам задается вопрос о том, какой, по их мнению, вред был причинен океану за время их путешествия?

В данной игре путешествие — это аллюзия на нашу жизнь. Вещи, которые мы берем с собой в начале плавания — это наши необдуманные покупки, предметы роскоши и те вещи, без которых жить будет некомфортно. В ходе жизни мы вполне можем отказаться от многих покупок для того, чтобы в дальнейшем нам не пришлось их «выбрасывать в океан» — именно это, по сути, происходит в повседневной жизни, ведь любая вещь рано или поздно станет отходом.

Такое эмоциональное погружение учащихся в вопрос ответственного потребления позволяет сформировать очень устойчивое мировосприятие и отношение к простому занятию — походу в магазин.

Сравнивая два обозначенных подхода (классические экологические уроки и интерактивные занятия), можно сделать простой вывод: просвещать надо так, чтобы это было максимально интересно, а значит, учащиеся должны быть полностью вовлечены в процесс. Задавайте вопросы, создавайте ситуации для дискуссии, делайте все для того, чтобы участники почувствовали себя значимой частью системы охраны окружающей среды. Ведь только истинно заинтересованные граждане смогут сохранить природу для грядущих поколений.

Александр ШТИН, руководитель регионального отделения Российского экологического общества по Кировской области

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.