Журнал «Эковестник», №2 • 2021 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Проект медико-экологической рекреации и реабилитации населения «Рязанский лесопарк – территория здоровья»

16.11.2021

В начале XX века особенно остро встал вопрос о комфортности, образовательной и научно-исследовательской функции, санитарно-гигиенической и терапевтической роли городской среды и зелёных территорий. Проведено множество различных исследований по вопросу влияния экологически благополучного городского окружения и грамотной «зелёной инфраструктуры» на здоровье граждан, мнение едино — зелёные насаждения и водно-зелёные территории обладают удивительной эффективностью в профилактике здоровья, реабилитации и абилитации населения, борьбе с заболеваниями. Отдельное внимание уделяется роли зелёных насаждений в снижении уровня физической усталости, психоэмоционального стресса, которые переживают все жители городов. Условно здоровые люди, дети с ОВЗ и инвалиды, сталкиваются с малой доступностью или полным отсутствием территорий отдыха и рекреации, «зелёного» образования и воспитания и в городах Российской Федерации, и в городе Рязани, в том числе.

Цель: реализация проекта в лесопарке г. Рязани позволит жителям города в полной мере пользоваться своим правом на отдых, доступное инклюзивное образование, реабилитацию и восстановление духовных и физических сил.

Оборудование и оснащение территории лесопарка, площадок и маршрутов:

У трёх входов в Лесопарк размещены три приветственных стенда. На всех приветственных информационных стендах следует привести ландшафтную схему лесопарка с QR-кодом и информацией, которые продублированы аудиогидом и шрифтом Брайля.

Доступные и открытые площадки со стендами с QR-кодом и информацией о содержательном наполнении площадки и расписании занятий, контактной информацией волонтёров и добровольцев. Информация на стендах также требует дублирования аудиогидом и надписями шрифтом Брайля:

1. Площадка изо-, фото- и видео пленэров. Эта площадка является интересной видовой панорамной точкой на границе поймы и опушки лесопарка. Её основное оснащение составляют: две параметрические скамьи с земляничными полянами, три стационарных ростовых мольберта «Семья: взрослый, подросток и ребёнок», фото- и видеотехника, рулонная бумага, восковые мелки и пастель, краски. Комплексное значение занятий: развитие творческих навыков и когнитивных функций, мелкой моторики, зрительной памяти и цветового зрения; воспитание любви к природе через развитие эмоционально-ценностного отношения; творческие пленэры и сессии изостудий и художественных школ; психоэмоциональное тестирование и коррекция, реабилитация и абилитация и др.

2. Площадка наблюдений за явлениями природы и орнитофауной расположена на границе прибрежной зоны и аллеи лесопарка. Её оборудование и оснащение представлены: смотровой вышкой без крыши с лифтом для инвалидов и детей с ОВЗ (основание и пол — бетон и стеклобетон, второй-третий этаж — дерево и металл; высота — 10-12 м), биноклями и двумя стационарными зрительными трубами. В он-лайн формате участникам занятий на площадке предлагаются электронные иллюстрированные определители птиц, классификатор облаков, определитель явлений гидрологического цикла реки; историко-краеведческая информация и др. Комплексное значение: доступные уроки краеведения и природоведения, биологии и географии; фенологические, гидрологические, орнитологические исследования и наблюдения; полевые комплексные и педагогические практики студентов профильных специальностей ФГБОУ ВО «РГУ имени С.А. Есенина»; занятия по экопросвещению и экообразованию для воспитанников учреждений дополнительного образования профильной направленности; творческие пленэры и сессии изостудий и художественных школ; психоэмоциональное тестирование и коррекция, реабилитация и абилитация инвалидов и детей с ОВЗ.

3. Территория околоводных активностей, сап-школа. Расположена в прибрежной зоне и по береговой линии оз. Ореховое. Сап-школа: пирс (3×5 м), две ортопедические скамьи с навесом (листок), сапы, гидрокостюмы с гидрообувью, спасательные жилеты, буйки ограничивающие, доступные кабины раздевалок, поручни-сходы в воду для инвалидов и детей с ОВЗ, пляжные зонтики. Комплексное значение: общая климатическая, водная и аэротерапии, закаливание; обучение плаванию и водным видам спорта детей спортивных школ и спортивных школ; развитие физической активности и выносливости; физическое; психолого-физиологическое и психоэмоциональное тестирование и коррекция, реабилитация и абилитация инвалидов и детей с ОВЗ.

4. «Любование природой»: релаксации и одоротерапии, дыхательной гимнастики. Круговая параметрическая веранда с пандусом на природной поляне с луговым разнотравьем. Здесь стоит организовать площадку на веранде для «любования природой», дыхательной гимнастики, экоклассов и других занятий. Кормушки для птиц, гимнастические коврики. Подручный материал: сборы сухих и свежих трав и плодов (ягод) дикоросов, шишки, жёлуди, мох, торф, сено, сухой и свежий хвойный и лиственный опад и др. После работы часть годного материала можно оставлять в кормушках. Аудиогид с информацией о животных, обитающих в пойме реки Оки. При этом надо помнить, что из всех представленных на стенде видов редко кого можно будет увидеть в природе. Их изображения в виде ламинированных фотографий крупного размера или анимированного фильма на планшете желательно иметь педагогу-экскурсоводу (волонтёру) с собой, что формирует живой познавательный интерес и активную вовлечённость посетителей. Аудиогид с рассказами о растениях лесопарка, их особенностях и значении для животных и людей. Здесь же можно предложить посетителям осторожно рассмотреть и понюхать сборы ароматических трав региональной флоры (мяту, полынь, ромашку аптечную), плоды и ягоды, описать зрительные, тактильные и запаховые ощущения и др. Получаемые одорический (понюхать), зрительный (увидеть) и тактильный (потрогать) эффекты полезны для более полного погружения в объект познания, особенно для посетителей с нарушениями зрения или слуха. Комплексное значение: доступные уроки краеведения и природоведения, биологии и географии; фенологические, гидрологические, орнитологические исследования и наблюдения; полевые комплексные и педагогические практики студентов профильных специальностей ФГБОУ ВО «РГУ имени С.А. Есенина»; занятия по экопросвещению и экообразованию для воспитанников учреждений дополнительного образования профильной направленности; творческие пленэры и сессии изостудий и художественных школ; психоэмоциональное тестирование и коррекция, реабилитация и абилитация инвалидов и детей с ОВЗ.

5. «Голос дерева и металла». Площадка на поляне тополиной рощи у границы береговой зоны р. Оки. Подиум из клеёного бруса, габионы (бутовый камень в стальных решётках) по периметр. Стационарный металлический пюпитр для нот. Два стационарных (вертикальный и горизонтальный) ксилофона и один стационарный металлофон. Две параметрические круговые скамьи. Музыкальные классы, классы ритмо- и аудио терапии.

Лечение звуковыми вибрациями известно и признано наукой ещё в начале 20 века в России, когда русский академик В. М. Бехтерев, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления, первым обратил внимание на возможности звукотерапии и основал Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов.

6. «Тактильная и сенсорная». На внутренней поляне в смешанном редкостойном лесу. Два стационарных тактильных стола с крышками внутри параметрической веранды, ограничители грунтовой тактильной дорожки и дополнительный подручный природный материал. Классы развития мелкой моторики, тактильной чувствительности и ортопедии. Подручный материал: наполнители тактильных столов и дорожек (галька, щебень, песок крупно- и мелкозернистый, мульча из ветвей и коры, шишки, жёлуди, мох, торф, сено, сухой и свежий хвойный и лиственный опад, образцы почв и др.); для изготовления сфагновых антибактериальных стелек для обуви (сухой сфагновый мох, торф и кустистые лишайники). Также возможно проведение занятия по созданию «природных» открыток" («сфагновых открыток» из мха), что поможет лучше постичь особенности региональных ландшафтов. При этом предварительно необходимо особо отметить немаловажный факт, что растения для стелек и гербария собирают заранее или на месте (опад, сено и др.).

На этой площадке находится пункт сбора добровольцев и волонтёров для сезонного ухода за растениями и работы по расчистке лесопарка от поросли, ухода за аллеями и дорожками маршрутов, прибрежной территорией оз. Ореховое и береговой полосой р. Оки, сбора мусора и растительной ветоши.

Доступные маршруты: 1. Экотропа здоровья — скандинавская ходьба. 2. Окская пойма — Лесопарк — для велосипедистов и инвалидов-колясочников. 3. Экологическая школа. Открытая инклюзивная школа экологических знаний. Информационные стенды (от 20 шт.) и видео-уроки с ведущими экологами, биологами и географами региона в доступном формате (в т. ч. онлайн). Создана летняя визуальная эко-тропа «Флора и фауна лесопарка». Видео-уроки по содержанию её тематических страниц, которые размещаются на стендах центральной аллеи МАУК г. Рязани «Лесопарк».

В проект обустройства и оснащения территорий лесопарков желательно включить ещё и некоторые оригинальные объекты, содержащие инновационные технологии. Они предназначены для того, чтобы максимально адаптировать территорию к её использованию для людей с особыми потребностями и сделать её ещё более привлекательной и незабываемой. Ниже приводятся авторские предложения методических рекомендаций по информационному оснащению для посетителей с ОВЗ, основанные на привлечении искусственного интеллекта и виртуальных электронных помощников в виде интерактивных дисплеев и звуковых информаторов на сенсорном уровне.

Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения их появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, программ подготовки специалистов

Например, предлагается внедрение матричной модели для удобства передвижения по территории. Модель призвана помогать аналогично навигатору, которым в нынешнее время активно пользуются в транспортном передвижении. Краткое описание метода заключается в следующем. Незрячий или слабовидящий человек, попадая на экологическую тропу, ощупывает своей палочкой предмет и в ответ слышит: «Здравствуйте! Я — скамейка, присаживайтесь, пожалуйста» или: «Добро пожаловать! Я беседка. Мне очень приятно Ваше посещение». А для людей с нарушениями слуха могут быть предусмотрены специальные информационные (визуальные) плакаты и видео-гиды.

Мы рассматриваем и широкое внедррение в практику работы территории трудовой терапии и реабилитации: высадка локальных растений, привлекающих определённых певчих птиц и насекомых; обустройство и уход за территорией, зелёными насаждениями и др. Такие новации были бы крайне важны для здоровья не только людям с особыми потребностями, но и всем посетителям. Специалисты по садовой терапии и ландшафтные дизайнеры, работая вместе, могут значительно усилить терапевтический эффект от зелёной инфраструктуры.

Таким образом, суммарное значение Проекта медико-экологической рекреации и реабилитации населения «Рязанский лесопарк — территория здоровья» заключается в следующем:

  • Развитие творческих навыков и когнитивных функций, мелкой моторики, зрительной памяти и цветового зрения.
  • Воспитание любви к природе через развитие эмоционально-ценностного, духовного и бережного отношения к ней.
  • Доступные уроки краеведения и природоведения, биологии и географии; занятия по экопросвещению и экообразованию для воспитанников учреждений дополнительного образования профильной направленности.
  • Творческие пленэры и сессии изостудий и художественных школ.
  • Фенологические, гидрологические, орнитологические исследования и наблюдения.
  • Полевые комплексные и педагогические практики студентов профильных специальностей ФГБОУ ВО «РГУ имени С.А. Есенина» и РязГМУ Минздрава России;
  • Психолого-физиологическое и психоэмоциональное, физическое тестирование и коррекция; реабилитация и абилитация детей с ОВЗ и условно здорового населения, инвалидов разных нозологий и др.
  • Общая климатическая, водная и аэротерапии, закаливание; обучение плаванию и водным видам спорта детей спортивных школ и спортивных школ; развитие физической активности и выносливости.
  • Трудовая терапия и реабилитация детей и молодежи с ОВЗ, инвалидов и горожан.
  • Доступный тихий отдых, рекреация и реабилитация горожан и гостей города на оборудованной «зелёной» территории, развитие туристической привлекательности города и лесопарка.

Среди долгосрочных устойчивых результатов реализации концепта медико-экологической рекреации и реабилитации населения «Рязанский лесопарк — территория здоровья» и подобных проектов мы хотели бы выделить:

1. Оснащенный и оборудованный всесезонный проект «ЛЕСОПАРК — территория здоровья» с адаптированной маршрутной информационной системой-навигатором (история территории, физико-географические особенности, ландшафты, описания маршрутов и площадок, описания практик здоровья и методики их выполнения).

2. Подготовка групп квалифицированных волонтеров и добровольцев (в т.ч. из числа преподавателей и жителей города) для проведения медико-экологических реабилитационных и эколого-просветительских мероприятий с детьми и молодежью с ОВЗ и инвалидами, жителями города.

3. Наличие открытого «зелёного» образовательного пространства — экспериментальной площадки-школы, площадки-класса для регулярных практик и отработки (корректировки) навыков, повышения компетентности волонтёров и добровольцев, преподавателей ЗОЖ, диетологов и специалистов-реабилитологов и адаптологов, деффектологов, и др.

4. Снижение уровня стресса, повышение физической выносливости, восстановление здоровья и духовных сил, активизация творчества, созидательной активности и познавательного интереса — повышение уровня экологической грамотности и приобщение к активному здоровому образу жизни населения города.

5. Устойчивый рост интереса к использованию городских лесов и лесопарков для медико-экологической рекреации и реабилитации, реализации программ здорового образа жизни (ЗОЖ) и активного долголетия.

Виолетта Черная, Председатель правления регионального отделения Российского экологического общества по Рязанской области

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.