Журнал «Эковестник», №1 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Чистой воды почти не осталось

С 1 января 2019 года отрасль водоснабжения и водоотведения переходит на технологическое нормирование

С 1 января 2019 года отрасль водоснабжения и водоотведения переходит на технологическое нормирование — водоканалы получат право устанавливать для абонентов нормативы ПДК вредных веществ, попадающих в окружающую среду, на основании показателей, предусмотренных наилучшими доступными технологиями. Следовательно, потребуется провести техническое перевооружение и реконструкцию некоторых водоканалов, что замедлит внедрение закона. Это весьма некстати, ведь уровень загрязненности внутренних вод в России приблизился к критической отметке.

Снизить негативную нагрузку

— Мы не знаем, что сбрасывают предприятия во внутренние воды вместе со своими сточными водами, но картина безрадостная — чистой воды в Волге почти не осталось, — говорит научный руководитель Института водных проблем РАН, гидролог, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук Виктор Данилов-Данильян.

Возглавляемый им институт отвечает за реализацию приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» («Оздоровление Волги»), стартовавшего в августе 2017 года. После того как ученые оценят масштаб экологических проблем, местным властям предстоит выяснить, какие предприятия больше всего загрязняют Волгу, провести их инвентаризацию, применить специальные автоматизированные системы и установить лаборатории по контролю за составом, объемом или массой сточных вод. Результат можно будет оценить через семь лет. Понятно, что сточные воды после очистки не будут первозданного качества, но снизить негативную нагрузку на них реально.

Институт водных проблем различает несколько форм источников загрязнения, например точечные и диффузные. Точечными считаются такие источники, через которые стоки поступают в реку или любой другой водоем через промышленную трубу. Речь идет о промышленных стоках предприятий и объектов сферы ЖКХ. К диффузным относятся стоки, не оборудованные канализационными устройствами.

На некоторых водохозяйственных участках загрязнение из неточечных источников составляет до 90% общей грязи, поступающей в реку.

Грязь и деньги

Приоритетный проект «Оздоровление Волги», разработанный Минприроды, предполагает улучшение качества жизни нескольких десятков миллионов человек, в том числе путем сокращения отведения загрязненных сточных вод примерно в девять раз. Мероприятия обойдутся федеральному бюджету недешево: только в 2018 году объем финансирования составил около 2,5 миллиарда рублей.

Наиболее неблагоприятная экологическая ситуация на водных объектах, в частности на реках, сложилась в Свердловской области (среди общего количества зафиксированных случаев загрязнения рек 30% относятся к высоким и экстремально высоким). Почти 65% случаев высокого и экстремально высокого загрязнения вод России приходится на Московскую (10,9%), Челябинскую (5,4%), Мурманскую (5,2%), Нижегородскую (3,8%) и Тюменскую (1,9%) области, а также на Хабаровский (6,8%), Приморский (5,6%) и Пермский (1,7%) края.

Лидерами по объему сброса сточных вод в природные водоемы являются Санкт-Петербург (в местные водоемы сбрасывают ежегодно примерно 1,02 миллиарда кубометров), Москва (817,79 миллиона), Магнитогорск (370,41 миллиона), Самара (224,27 миллиона) и Владивосток (208,21 миллиона кубометров).

Выходит, промышленные предприятия недостаточно заботятся об уровне предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах. Директор Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды России Дмитрий Кириллов уточнил: из 100% сточных вод лишь 70% являются нормативно очищенными, то есть очищаются правильно (к примеру, сточные воды предприятий теплоэнергетики нормативно чистые); остальные 30–40% сточных вод требуют очистки. Из них только 10–15% очищаются с учетом строгости нормативов и ПДК. Кириллов назвал ситуацию со сточными водами в стране близкой к критической.

Закон приводят в порядок

Чтобы снизить вредные вещества в сточных водах, российские власти упорядочили законодательство в части взаимодействия между водоканалами и абонентами — крупными промышленными предприятиями. Одним из нововведений стала обязанность абонентов подавать в водоканалы декларации с информацией о составе сточных вод.

С принятием в 2011 году Федерального закона № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» началось планомерное изменение правового регулирования взаимоотношений между водоканалами и их абонентами. Прежде ответственность за вред окружающей среде возлагалась на организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), которые изначально предназначались для обслуживания нужд граждан, но не предприятий. Хотя абонентам предоставили возможность подавать декларацию о качестве сточных вод в водоканал еще в 2011 году, реальные механизмы ее подачи были закреплены в федеральных Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных спустя два года после принятия закона. Кроме того, закон разделил требования к сточным водам абонентов на два вида: первые касались защиты водных объектов, вторые содержали требования для защиты централизованных систем водоотведения.

— Декларации упорядочили законодательство в сфере водоотведения, поскольку позволяют снизить административный контроль за абонентами со стороны водоканалов, предлагая абонентам самим сообщать о качестве сбрасываемых ими сточных вод. Водоканалы могут отбирать пробы для контроля уровня ПДК в сточных водах, только если у них возникают сомнения на этот счет, — говорит заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Димитрий Будницкий.

Поправки в закон, принятые в 2013 году, изменили порядок расчета нормативов состава сточных вод для абонентов и размера платы за их превышение. Нормы стали едины для всех субъектов РФ, они прописаны в федеральных правилах холодного водоснабжения и водоотведения, а ведь раньше каждый субъект самостоятельно определял порядок взимания указанной платы. Дополнительно вводятся новые требования к абонентам и к концентрации вредных веществ в сточных водах. Власти пытаются привлечь к ответственности водоканалы и абонентов путем повышения штрафов и тарифов.

Три платежа вместо двух

К положительным моментам реформированного законодательства в этой сфере можно отнести более четкое распределение ответственности за последствия негативного воздействия на окружающую среду при сбросе сточных вод через канализационные сети между организациями ВКХ и промышленными предприятиями. По словам члена комиссии по экологии и природопользованию РСПП, юриста ПАО «СИБУР Холдинг» Александра Белоусова, в 2011 году в законодательстве впервые сделана попытка прозрачно отразить принципы распределения ответственности: за что несет ответственность организация ВКХ, а за что — предприятия, сбрасывающие сточные воды в централизованные системы водоотведения. Для предприятий-абонентов законодательно планируется установить единые принципы возмещения расходов водоканалов, если сбрасываемые ими сточные воды навредили работе водоканала и окружающей среде.

Однако у Закона «О водоснабжении и водоотведении» есть и слабые стороны. В частности, он ущемляет экономические интересы промышленных предприятий. По мнению Белоусова, введен экономически необоснованный и ранее не существовавший вид платежа (плата за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения), который абоненты должны оплачивать организациям, осуществляющим водоотведение. Этот платеж вносится промышленным предприятием в том случае, если оно сбрасывает в канализацию сточные воды с превышением предельных значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ.

Последствия принятия новой нормы таковы, что с 2014 года многие абоненты начали нести огромные расходы на водоотведение, не связанные с реальным ущербом объектам централизованных систем водоотведения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими водоотведение.

Промышленные предприятия пока платят водоканалам в основном в двух случаях: за водоотведение по тарифу, установленному за водоотведение одного кубического метра сточных вод, или за негативное воздействие сточных вод на централизованные системы водоотведения. С января 2019 года будет и третий платеж — за превышение установленных абонентам нормативов состава сточных вод. Однако предлагаемый алгоритм расчета платы не отражает компенсационный принцип, ранее заложенный в ФЗ и предусматривающий, что абоненты централизованных систем водоотведения обязаны платить организации за последствия сбросов загрязняющих веществ в составе сбрасываемых сточных вод. Уже разработан проект соответствующего нормативного правового акта. Все это противоречит положениям, предусмотренным Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции № 225‑ФЗ).

Другие эксперты уверены, что новый закон, обременяющий абонентов обязанностью по разработке, утверждению и реализации планов по снижению сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, простимулирует рост инвестиций в реконструкцию очистных сооружений.

— Сейчас предприятия-абоненты предоставляют декларацию о составе и объеме сточных вод водоканалам в течение 90 дней. Эта мера не является эффективной и не стимулирует их следить за качеством сточных вод, — подытожил заместитель генерального директора — технический директор ООО «АэроГидроТех» Виталий Сергеев.

Анна ГЕРОЕВА

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.