Журнал «Эковестник», №2 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Под струей самолета

Вредные вещества в воздухе, почве и реках — вот далеко не весь список пунктов ущерба, который наносят окружающей среде действующие гражданские и военные аэродромы.

Бахчиванджи и не снилось

В 2001 году жители подмосковного поселка Бахчиванджи подали в суд на Министерство обороны. В исковых требованиях значилось невероятное: убрать керосиновую «линзу», которая скопилась под аэропортом Чкаловский, расположенном неподалеку от их домов. Существование «линзы» подтвердили экологи, объяснив ее происхождение: «линза» состояла из смеси продуктов ГСМ, которые попадали в землю с 1930-х годов. Сколько ядовитых веществ скопилось под аэродромом и рядом стоящим поселком, мало кто брался оценить, но экологи подсчитали: речь идет о десятках тысяч тонн веществ. Из-за того, что продукты ГСМ проникли в грунтовые воды, вся вода, которая попадала в квартиры, была с привкусом машинного масла. Дело рассматривали больше года, но никто не смог откачать продукты ГСМ из-под поселка, и жителям пришлось смириться с положением вещей.

История с аэропортом Чкаловский — не единственная в своем роде.

— Проблема загрязнения почвы и подпочвенных слоев керосином и иными топливными составами и маслами — распространенное явление в России. Сегодня никто не скажет точно, какой объем керосина находится под землей заправочных станций аэродромов, — отмечает внештатный эксперт Минприроды России Оксана Цитцер.

Заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов добавляет: керосиновую «линзу» можно обнаружить не только под станцией заправки военных самолетов и военных аэродромов, но и под любым нефтеперерабатывающим заводом или даже автозаправочной станцией.

Оценить общий ущерб от последствий попадания нефтепродуктов аэропортов в почву по просьбе «Эковестника» не смогли ни в Минприроды, ни в Минобороны (в последнем и вовсе не ответили на наш запрос). Опрошенные эксперты единодушны в том, что проблема типична для российских аэропортов, а последствия их работы для окружающей среды, без преувеличения, можно назвать удручающими.

— Никто не сможет подсчитать, сколько тонн нефтепродуктов хранится под военными аэродромами. Во-первых, их никто не исследовал, они могли затронуть и грунтовые, и подземные воды; во-вторых, они могли уйти глубже или рассосаться, — говорит учредитель экологического движения «Зеленая Москва», депутат Госдумы Максим Шингаркин.

44.png

Еще в 2017 году Росприроднадзор, по поручению Правительства РФ, проводил внеплановые проверки аэропортов Московского авиационного узла на предмет соблюдения экологического законодательства. Выяснилось, что «проблема сброса сточных вод в водные объекты с превышением установленных нормативов концентраций загрязняющих веществ имеет системный и масштабный характер». Как сообщила пресс-секретарь Росприроднадзора Юлия Непоседова, проверки были проведены в отношении 32 юридических лиц, обеспечивающих деятельность международных аэропортов Внуково, Домодедово, Шереметьево, Остафьево, Жуковский. На территории всех аэропортов выявлено осуществление сброса сточных вод с высоким содержанием нефтепродуктов и этиленгликоля, зафиксированы превышения в десять раз по сравнению с ПДК.

«Виновные лица привлечены к административной ответственности, выданы предписания, рассчитан вред, причиненный водным объектам на общую сумму 257 758 776 рублей», — говорится в официальном ответе ведомства.

Печальные последствия

Аэропорты хоть и являются хозяйственными комплексами и оказывают воздействие на окружающую среду, но декларируют далеко не весь нанесенный природе ущерб.

— Например, сдавая отчеты о нагрузке на окружающую среду, не показывают, какой объем технической жидкости выливается в почву и проникает сквозь нее в грунтовые и подземные воды. А ведь после обработки фюзеляжей антиоблединительной жидкостью в почву попадают и скапливаются в ней гликоль, этилен и прочие химические соединения, также они попадают в протекающие вблизи реки. Аэропорты не проводят соответствующие ревизии, тем более закон не обязывает их отчитываться по этому поводу, — комментирует Максим Шингаркин.

Весной 2018 года Общественная палата Московской области обсуждала инцидент об отравлении Международным аэропортом Шереметьево сточными водами протекающей рядом с ним реки Клязьмы. Жители городского округа Химки обратились в экологическую организацию «Зеленый фронт», отметив, что от реки исходит резкий химический запах, а на поверхности водоема плавает мертвая рыба. Экоактивисты провели общественную проверку и по ее результатам направили обращение в Росприроднадзор, требуя привлечь аэропорт к ответственности. Ведомство же сообщило, что после исследования проб в Воскресенском ручье установлено превышение ПДК фенолов в воде.

Было возбуждено административное дело в отношении аэропорта Шереметьево по статье 8.14 КоАП РФ. В ходе разбирательств выяснилось: воды отравили химические соединения, которые содержатся в противогололедных средствах, применяемых в зимний период. Поскольку по этим средствам нет положительного заключения государственной экологической экспертизы, Шереметьево привлекли к административной ответственности. Оказалось, что очистные сооружения выпуска аэродрома, находящиеся в федеральной собственности и принадлежащие ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» на праве хозяйственного ведения, находятся в неудовлетворительном состоянии. Государство не вкладывало средства в реконструкцию и реновацию очистных сооружений Шереметьева, несмотря на существование подпрограммы «Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание» госпрограммы РФ «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства РФ № 1596. Документ предусматривал реконструкцию и строительство очистных сооружений в Шереметьеве за счет средств федерального бюджета, но данный проект не был реализован.

— В 2018 году АО «МАШ» вложило 150 миллионов рублей собственных средств в реконструкцию очистных сооружений в рамках использования модернизированных технологий. Еще 250 миллионов рублей будет выделено в 2019-м на реновацию вышеуказанных сооружений. В январе текущего года утверждена актуализированная дорожная карта реализации мероприятий, направленных на строительство и реконструкцию очистных сооружений аэродрома, — говорится в официальном ответе пресс-службы Шереметьева.

Система требует перемен

Новые очистные МАШ планируют построить за 2–3 года, когда инфраструктура сбора отходов будет налажена. Но эксперты уверяют: менять надо не только очистные, надо внедрять технологии сбора и утилизации. Сейчас порядок такой: идет сбор стоков, образовавшихся в процессе противооблединительной обработки, а затем, если процент гликоля в стоках не превышает 15%, стоки выпускают в реку.

По словам ведущего специалиста по деайсингу Московского аэропорта Домодедово Евгения Петрова, отечественные технологии сбора и утилизации гликоля, который сбрасывают после обработки противообледенительной жидкостью (ПОЖ), не позволяют должным образом очистить стоки.

— Противообледенительная жидкость — это обычно подогретая смесь гликоля и воды. В зависимости от условий применения и назначения обработки используются различные виды жидкости в чистом виде или разведенные водой в той или иной пропорции. Существует четыре типа ПОЖ, каждый из них вреден для окружающей среды. Их можно было бы заменить на более щадящие вещества, но пока никто не делает этого, — говорит Евгений Петров.

Аэропорт Домодедово тоже оказывает воздействие на окружающую среду и жизнь граждан. Хотя официальные представители этой организации заявляют, что «все объекты ГСМ в аэропорту располагают отдельной системой

промышленно-ливневой канализации, стоки из нее попадают в нефтеловушки, а затем в локальные очистные сооружения», тем не менее почва в районе аэропорта содержит вредные химические элементы.

В справке, подготовленной по итогам конференции «Школа экологической геологии и рационального недропользования», сказано: «естественные легкосуглинистые дерново-подзолистые почвы формируются по периферии взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, стоянок самолетов и административно-технических зданий. Они мало отличаются по своей морфологии и химико-физическим свойствам от окружающих аэропорт фоновых почв, при этом по содержанию органического вещества, подвижных кадмия и цинка превосходят их более чем в два раза». Превышения ПДК по Cd характерны только для техногенных поверхностных образований (ТПО) аэропорта, а также участков, приуроченных к автотрассе М-4 «Дон». При этом содержание Cd в ТПО в среднем выше по сравнению с дерново-подзолистыми почвами аэропорта в 5,6 раза, а по сравнению с теми же почвами за его пределами — в 11,4 раза.

Как заявляют в пресс-службе Домодедова, федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» на территории аэропорта предусмотрено строительство очистных сооружений. Росавиация заключила госконтракт с подрядчиком — АО «СУ-1», однако сейчас эта компания находится в стадии наблюдения в рамках дела о банкротстве.

— Росавиация и аэропорт ищут решение для выхода из

ситуации, вызванной неисполнением подрядчиком обязательств по госконтракту, — уточнили в пресс-службе Домодедова.

В рамках законодательства?

Проблема загрязнения окружающей среды актуальна и для петербургского аэропорта Пулково. В прошлом году Ленинградский следственный отдел Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ возбудил уголовное дело по части 1 статьи 247 УК РФ «Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде».

Дело стало продолжением истории с отравлением реки Новая в Ленинградской области. Как выяснили специалисты Росприроднадзора, в воды реки систематически сбрасывали противообледенительную жидкость, из-за чего превышение этиленгликоля, аммонийного азота, этилового спирта в ней было многократным. Штрафы за нанесение ущерба окружающей среде предъявили оператору аэропорта — ООО «Воздушные ворота Северной столицы». По данным Росприроднадзора, объем ущерба, нанесенного природе, составил 162 миллиона рублей.

Очистные сооружения в Пулкове строились с 2010 по 2014 год на основе государственно-частного партнерства объектов, входящих в состав имущества аэропорта Пулково, которые реализовывали «Воздушные ворота Северной столицы». Проект предусматривал строительство системы дренажа канализационных вод, дренажной сети на твердых участках поверхности, новых очистных станций, дренажных каналов, систем сбора противообледенительной жидкости и специальных мест для свалки снега. Согласно справке, полученной «Эковестником» в Росводресурсах, стоимость проекта составляла 1 077 533 310,00 рубля, из которых 1 072 583 088,12 рубля были привлеченными средствами. По данным ведомства, объем сброса в поверхностные водные объекты сократился до 1030 тысяч кубометров в год, а сброс загрязняющих веществ — до 1524 тонн в год.

— Природоохранная деятельность аэропорта проходила в рамках экологического законодательства — это все, что я могу сказать по поводу исков, проверок и штрафов, — заявила руководитель Группы охраны окружающей среды ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Эльвира Мухаметшина.

Однако в Росводресурсах придерживаются иного мнения. «Если в воде реки Новой зафиксирован высокий ПДК фенолов, это означает, что очистные либо вообще отказали и сброс идет напрямую, либо они работают очень плохо. В любом случае будем разбираться», — сообщил «Эковестнику» источник, пожелавший остаться неизвестным.

Эксперты уверены: снизить нагрузку на окружающую среду можно, если подойти к решению проблемы комплексно. В частности, Максим Шингаркин предлагает обязать аэропорты декларировать весь объем вредных веществ, сбрасываемых в окружающую среду. Пока этого не сделано, устранять точечные пробелы бесполезно.

Анна ГЕРОЕВА

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.